Кант - главный философ почвы и заземления. Земля, буквально диктовала ему идеи. И суть не только в его «коперниканском перевороте», смысл которого состоит в осознании того, что движения под ногами определяют наше восприятие. Сама схема мысли Канта, согласно, которой есть определенная структура, которая определяет наш опыт, но при этом сама опыту не принадлежащая - это глубоко заземленная теория, подразумевающая, что есть что-то скрытое под ногами за слоями грунта, определяющее наш ландшафт, подобно под-почвенному движению литосферных плит. Пойду даже глубже, мысль Канта была в немалой степени вызвана землетрясением 1755 года, стершее с лица земли праздный город Лиссабон. Эта катастрофа так сильно тронула молодого мыслителя, что породила за короткий промежуток времени сразу три очерка по сейсмологии, относящихся к числу его ранних опубликованных работ. В них (в 1756 году), за пятнадцать лет до первой критики, Кант уже отмечал, что мы знаем поверхность Земли довольно полно, но что «у нас под ногами лежит другой мир, с которым мы в настоящее время мало знакомы». И, указав на внутренние «трещины», глубочайшие фундаменты и «непостижимые глубины», которые варьируют эту «внутреннюю структуру», Кант добавляет, что до сих пор мы проникли в нее только на глубину около «500 саженей» (это меньше 1/6000 пути до ядра Земли). Затем он останавливается на том чувстве ужаса, которое испытывают люди, когда осознают, что сейсмическая Земля «движется под их ногами» - что они никогда не стояли на ней твердо. Отнюдь не будучи просто легко забываемой грезой его догматических снов, отголоски этого чувства дрожащего ужаса переносятся в самое завершение критического проекта. Позднее в КСС, в главе «аналитика возвышенного» он называет возвышенность чувством «трепета» его можно также перевести как «дрожь». Как философски, так и на уровне ощущений кантовский субъект сомневается в себе, стремясь к неземному только в ответ на внешние раздражители, вздрагивающие вверх от сердца нашей буйной земли. Поэтому трансцендентальная эстетика, которая про чувственность, берется из этого ощущения дрожи и трепета. Эстетика первична. Без нее понятия не явились бы на свет. Я не хочу сказать, что Кант был почвой, но почва точно была в Канте. Философия Канта написана под холодный бас вибраций почв